среда, 6 февраля 2013 г.

методологические основы экологического образования

          6           ^ ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Содержание экологического образования в интересах устойчивого развития Как отмечалось во введении, современный этап экологического образования в Российской Федерации характеризуется как экологическое образование в интересах устойчивого развития (Проект концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития, 2007). В этом документе, разработанном сотрудниками лаборатории экологического образования Института содержания и методов обучения РАО, предусматривается обновление педагогических оснований ЭО. Содержание эволюционирует от предметно центрированной естественнонаучной к социально-проблемной модели, от объяснения экологических проблем к моделированию и управлению экологическими ситуациями в интересах сбалансированного, биосферосовместимого развития общества, конструированию учебных ситуаций, в которых каждый ученик может увидеть возможность личного участия в решении экологических проблем (снижении экологических рисков). При всей очевидности, неизбежности и общественной значимости перехода школьного экологического образования на качественно новый уровень задача разработки его методологических и научно-методических оснований представляется сложной, и не только педагогической, но и философской, психологической, социальной проблемой (Захлебный, Дзятковская, 2008). Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Главная стратегическая линия развития экологического образования состоит в адаптации к изменяющимся природным и социально-экономическим условиям, в необходимости формирования ключевых образовательных компетентностей, направленных на становление социально-личностных качеств и надпредметных умений в различных областях знаний. Для этого необходимо развить активную жизненную позицию учащихся, научить перерабатывать большой объём информации, предоставить им реальное право выбора, самостоятельного конструирования знаний, выработать критическое отношение к существующему многообразию мнений, сформировать систему ценностей, способствующую адекватной самооценке и взаимооценке учащихся. Всё это потребует изменить процесс обучения, пересмотреть цели и пути достижения. Образование в интересах устойчивого развития расширяет содержание экологического образования, ориентируя его на широкий круг вопросов, связанных с обеспечением условий жизнедеятельности людей и управлением факторами риска. Аксиологическое содержание экологического образования в интересах устойчивого развития (ЭОУР) основано на биосферосовместимых принципах деятельности человека, заботе о будущих поколениях и условиях их жизни, прекращении потребительского отношения к природе. ЭОУР имеет мировоззренческий характер и выступает в качестве методологии познания окружающего мира, детерминирует изменение методов обучения от общеобразовательной подготовки к формированию способностей решать познавательные, личностные, профессиональные и социально-экологические проблемы. Нами было показано, что в современных условиях реформирования российского образования, с учётом международных тенденций, ЭОУР выступает в качестве надпредметного направления модернизации образования, способствующего решению проблем окружающей среды, реализации концепции устойчивого развития и отвечающего современным представлениям о будущем развитии цивилизации. Основными концептуальными положениями ЭОУР являются: идеи устойчивого развития, ориентация на личность учащегося (удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, возможность самореализации и развития), формирование ключевых образовательных компетентностей (учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, общекультурной, социально-гражданской, личностного роста и развития, экологической), необходимых для жизни в современном обществе. Надпредметное содержание включает научные знания о природе, обществе, экономике, основанные на интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических дисциплин и идеях устойчивого развития. Эколого-гуманистический подход как теоретическая основа надпредметного направления ЭОУР (рис.5) основан на интеграции личностно-ориентированного, компетентностного и системно-деятельностного подходов и способствует личностному росту и развитию учащихся на основе экологоориентированных ценностей в условиях учебной и социально-значимой деятельности по выявлению и поиску решения социально-экологических проблем. Рис. 5. Основные подходы для модернизации школьного образования Данный подход строится с учётом биосферосовместимых принципов деятельности человека (сохранение механизмов самовосстановления биосферы, рациональное ресурсопотребление, совершенствование систем жизнеобеспечения). При этом подходы, направленные на целостное развитие личности учащегося с учётом индивидуальных потребностей и особенностей (личностно-ориентированное обучение) должны быть направлены на социализац

4.61 Mb.Название страница6/29Дата конвертации22.10.2012Размер4.61 Mb.Тип источник

ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий